Виктор Честер
инженер-разработчик и артист-любитель

Непредсказуемые последствия использования денег в качестве стимула

19.05.2014
Перевод статьи «The Unpredictable Consequences of Using Money as an Incentive» Кристиана Джаррета, редактора и ведущего официального блога Британского психологического общества.

Звучит весьма здраво: большее вознаграждение стимулирует бóльшие усилия. Поэтому если вы хотите побудить человека или целую команду работать усерднее, самый очевидный ход — предложить им больше денег. Однако, в реальности не всё так просто.

Даже простое упоминание денег может изменить образ наших мыслей: это способно сделать нас более эгоистичными и соперничающими, заблокировав при этом некоторые полезные социальные контракты. В то же время, крупные финансовые вознаграждения превращают сложные задачи, призванные пробуждать энтузиазм и творческие способности, в равнодушные денежные отношения.

Рассмотрим пример: предположим вы писали книгу в свободное время. Этот проект — ваше любимое дело, то, что вам всегда хотелось сделать.

А теперь представьте, что кто-то, прочитав ваш наполовину готовый черновик, выписывает вам чек на завершение книги. Проект становится вашей полноценной работой. Внешне это может показаться чем-то хорошим, но ваше восприятие этой работы моментально меняется. Главным вознаграждением теперь стало финансовое. Это обязаловка, и теперь посторонние люди ожидают выхода книги. Творческие люди, которые делают своё хобби или сторонние проекты профессией, знакомы с этим феноменом.

Так что же произошло? Эффект материального стимулирования человеческого поведения сложно предсказуем и зачастую может быть контрпродуктивен. Учёные открыли несколько неожиданных последствий вмешательства денег, как для отдельных сотрудников, так и для команд.

Деньги подрывают нашу мораль

Рассмотрим исследование, опубликованное в 2000 году Ури Гнизи (Uri Gneezy) и Альдо Рустичини (Aldo Rustichini), о влиянии штрафов на опоздания родителей, забирающих детей из детского сада. Детские сады установили новые правила следующего содержания: пришёл за своим ребёнком позже срока — получил штраф. Несмотря на штрафы, число опаздывающих родителей постепенно увеличилось, во многих случаях удвоилось.

Почему? Родители теперь знали, что штраф — это худшее, что может случиться, если они опоздают. До введения штрафов желание избежать чувства вины за то, что заставляют своего ребёнка и обслуживающий персонал ждать, мотивировало родителей появляться вовремя. Теперь же родители фактически оплачивали переработку персонала. Применив денежные компенсации, детские сады подорвали негласное соглашение, построенное на социальном доверии и добропорядочности.

Задумайтесь, как подобное изменение может повлиять на ваше отношение к работе. Когда вы бьёте баклуши в любимом деле, под угрозой оказывается ваше удовлетворение от творчества, что автоматически приводит вас в чувство. В конце концов, ваше творческая самореализация священна. Напротив, бездействие в коммерческом проекте и соблазн потерять лишь в деньгах находятся в сфере финансовых, а не моральных соглашений. Это становится всего лишь незавершённой работой, простой денежной транзакцией которую вы решили приостановить на какое-то время.

Деньги искажают наше восприятие времени

В 1970-е годы исследователь Эдвард Деси (Edward Deci) давал добровольцам задание собирать головоломки, но платил только некоторым из участников. На следующий день эксперимента тем, кто получал денежное вознаграждение, сообщили, что его больше не будет. После чего всех добровольцев оставили вместе в приёмной с головоломками.

Те, кому платили ранее, не притронулись к головоломкам и заскучали. В то же время, добровольцы, которые решали головоломки ради интереса, весело провели время, разгадывая новые головоломки. Что же произошло? Оплачиваемые участники «работали бы бесплатно», если бы занялись головоломками (например, не лучшее применение их свободного времени), тогда как бесплатные участники продолжили воспринимать деятельность как развлечение.

Исследователи также продемонстрировали, что размышления о том, сколько вы зарабатываете в час, могут изменить ваше восприятие времени. Сэнфорд Дево (Sanford DeVoe) и Джулиан Хаус (Julian House) прямо показали, что люди, которых просили задумываться о своём почасовом заработке, были менее способны наслаждаться вынужденными простоями, слушая музыку, например. В конце концов, когда зарабатываешь 10 долларов в час, два часа прослушивания музыки «обойдутся» вам в 20 долларов.

Деньги делают нас ленивыми

Деньги становятся ещё более разрушительными, если вы привлекаете к работе целую команду. При некоторых условиях, более высокое денежное вознаграждение, на самом деле, может подорвать эффективность команды.

Как? Представьте команду из 3 дизайнеров, работающих над новым журналом. Каждый из них проводит собственное исследование, после чего предлагает варианты дизайна обложки.

Предположим вы клиент и предлагаете дизайнерам крупное вознаграждение за хорошие результаты. Здесь начинает проявляться феномен известный как «инверсия стимула» (incentive reversal).

Перспектива крупного вознаграждения побуждает первого дизайнера немного расслабиться, будучи уверенной, что остальные члены команды перекроют возникшее проседание. Она думает, что может сфилонить в тех усилиях, что они вынуждены приложить ради получения крупного вознаграждения. Вот только оно так не работает. На самом деле, последующие участники команды вероятно сами проявят такую же пассивность. Вот чем оборачивается обещание команде крупного вознаграждения.

При умеренном вознаграждении подобной проблемы не возникает. В этом случае первый дизайнер осознаёт, что если она не приложит достаточных усилий, остальные скорей всего тоже расслабятся, потому что умеренное вознаграждение не стоит их времени и сверхусилий. Исходя из этой логики, расслабляться не в интересах первого дизайнера, потому что тогда так же поступит вся остальная команда, и никто ничего не получит. В итоге первый дизайнер работает усердно, и остальные следуют её примеру. Таким образом, фактически команда начинает работает более усердно при умеренном вознаграждении.

Несмотря на то, что перспектива крупного вознаграждения предположительно означает, что с финансовой точки зрения более поздним дизайнерам стоило бы компенсировать провал предыдущей бездельницы, на самом деле, люди ведут себя совершенно по-другому.


Всё это не означает, что деньги не могут быть реальной мотивацией. В конце концов, никто ещё не выплачивал арендную плату «энтузиазмом». Скорее нам следует учитывать, что применение повышения зарплаты не панацея и иногда может только обострить проблемы вместо их решения. Бережно относитесь к вдохновляющим вас проектам и дважды подумайте прежде, чем впутать туда деньги. Когда в дело вступили деньги, обратного пути практически нет.

А как в вашем случае? Как деньги влияют на ваш творческий процесс?